Главная \ Статьи \ Арматура

Опалубка статьи

« Назад

Арматура  19.11.2017 14:50

Арматурой в строительстве называют структуру, которая, являясь частью материала, увеличивает его прочность. Она является совокупностью элементов продолговатой формы, соединенных между собой. Проще говоря, арматура – это жесткий каркас, на который «надет» строительный материал.

В любой строительной конструкции расчет арматурного каркаса должен производить архитектор или проектировщик. Однако разбираться в основных принципах выбора и использования арматурного каркаса должен каждый квалифицированный строитель, а также домовладелец, который берется выполнять строительные работы.

Сферы применения арматуры

Продолжительное время арматуру применяли исключительно для создания железобетонных конструкций. Композитный материал, которым является железобетон, обладает высокой прочностью на растяжение, хотя сам бетон такой характеристикой похвастаться не может. Обычный бетон невозможно использовать для отливки продолговатых деталей, на которые оказываются нагрузки растяжения и изгиба. Чтобы получить надежное бетонное перекрытие без арматурного каркаса, понадобится такое количество материала, что это теряет всякий смысл. Намного проще заложить в него пространственный каркас из стальной арматуры.

Возводя коттедж из кирпича или крупноформатных блоков, имеется возможность применять готовые железобетонные конструкции, например, плиты, перемычки, лестницы и т.д. В то же время можно создать монолитное или сборно-монолитное перекрытие, а также некоторые другие детали прямо на стройплощадке. Для этого понадобятся в первую очередь бетон и арматура. Кроме того, эти материалы обязательны при выполнении ленточного фундамента и нижнего перекрытия. Названные конструкции испытывают наибольшие нагрузки среди всех прочих в здании. Присутствие арматуры очень желательно в оконных и дверных перемычках. Железобетон является надежным и, что немаловажно, удобным материалом для изготовления балконных плит, лестничных маршей, выгребных ям, септиков и многих других конструкций.

Арматуру используют и в некоторых нетрадиционных строительных технологиях, в частности, несъемной опалубки. В структуру такой стены закладывают поперечные и продольные элементы. Первые препятствуют образованию наклонных трещин, а вторые – вертикальных.

С целью увеличить прочность стен, прутья арматуры закладываются в швы кирпичной или каменной кладки. При строительстве стен из ячеисто бетонных блоков специалисты рекомендуют армировать каждый третий или четвертый ряд, а под оконными проемами – каждый второй.

Цементная стяжка с проволочным армированием окажется намного прочнее обычной, и не будет растрескиваться. Тем не менее, арматура не исключает выполнение компенсационных швов при большой площади бетонирования. Особенно полезно выполнить армирование во входных зонах и местах с наибольшим трафиком.

Арматура

Для изготовления строительной арматуры чаще всего используют сталь. В свою очередь к этому материалу предъявляются особые требования, поскольку арматура должна иметь высокую прочность на растяжение, чтобы справляться с возлагаемыми на нее нагрузками. Стальная арматура также должна обеспечивать хорошее сцепление с бетоном и быть как можно устойчивее к коррозии. В качестве альтернативы стальной арматуре сегодня рассматривается стеклопластиковая композитная арматура, не уступающая ей по главным рабочим параметрам.

Арматура из стали предлагается двух типов. Чаще всего это стержни различного сечения диаметром 6-40 мм. Но также встречается и арматура в виде швеллеров, двутавра, уголка и прочих профилей. В частном домостроении преимущественно применяются арматурные стержни диаметром 8-16 мм.

Арматура различается классом прочности в диапазоне А1…А6. Класс определяется значением физического предела текучести стали, временным сопротивлением и относительным удлинением на разрыв. Данные механические характеристики указываются в сопроводительной документации. В коттеджном строительстве используется арматура со следующими параметрами:

  •  предел текучести – 235…1200 Н/мм²;
  •  временное сопротивление – 380…1400 МПа; 
  •  удлинение при нагрузке на разрыв – 5…25%.

С увеличением класса арматуры растет ее прочность и стоимость.

 

 

 

Механические характеристики и долговечность армированных конструкций во многом зависят от фактуры поверхности стержней, обеспечивающей сцепление с окружающим их материалом. Покрытия бывают серповидными, кольцевыми, четырехсторонними или смешанными. Последние два варианта обеспечивают наиболее сильное сцепление с бетоном, однако и повышают стоимость арматуры. Кольцевая и серповидная поверхность обходится дешевле. Специалисты рекомендуют кольцевую поверхность использовать в железобетонных конструкциях, имеющих большую толщину; а серповидную – для армирования тонкостенных элементов.

Стержни и проволоку в несвязанном виде часто называют штучной арматурой. Если объемы работ небольшие, то из таких элементов изготавливают плоские или пространственные каркасы прямо на месте. По отдельности стержни или толстую стальную проволоку применяются для укрепления кирпичной или каменной кладки.

В продаже сегодня имеются готовые арматурные сетки, которые используются как по отдельности, так и в составе пространственных каркасов. Готовыми элементами из стержней армируют перекрытия, колонны, балки и т.д.

Как выбрать арматуру?

Вся необходимая информация, касающаяся класса прочности, размера, длины и вида профиля арматуры должна быть указана в проектной документации. Расчет всех этих характеристик производится в соответствии со строительными нормами.

Некоторые виды арматуры могут быть заменены другими. Важно понимать, что увеличение механических характеристик арматуры зачастую не приводит к улучшению качеств готовой конструкции. Если, к примеру, применить стержни большего диаметра, то это приведет только к удорожанию и утяжелению детали. Более того, из-за изменений веса арматуры произойдет перераспределение нагрузок внутри стен и перекрытий относительно расчетных, что повлечет за собой нестабильность всей конструкции.

Замена арматуры должна быть найдена только на основе технического расчета, учитывающего общую площадь поперечного сечения стержней, их совокупной массы и мест взаимного расположения. Разумеется, такая работа под силу только специалисту. Им же принимается решение о выборе того или иного поверхностного профиля.

На арматуру заводского производства продавцами по требованию должны предоставляться сертификаты качества. Если таких сертификатов нет, то возможно арматура не отвечает заявленному классу и прочим параметрам. Прежде чем расплатиться за арматуру, необходимо визуально проверить ее качество. На ней не должно быть сколов, жирных загрязнений, окрашенных поверхностей. Все эти недостатки снижают сцепление арматуры с материалом. Также необходимо проверить правильность геометрии стержней. Допускается кривизна не более 5-7 мм на 1 пог. м. Все бракованные стержни из партии должны быть заменены.

Перечисляя дефекты арматуры, ничего не было сказано о ржавчине. Вопреки распространенному мнению небольшой налет ржавчины к дефектам не относится, поскольку ни на что не влияет.

Хранить арматуру до момента использования следует под крышей (в помещении или на воздухе). Складывать ее нужно на поддоны или сухой бетонный пол.

Монтаж арматуры

При помощи арматуры проще всего укреплять кирпичную кладку. Для этого нужно просто уложить 2-3 стержня горизонтально на постель кирпича, заводя крайние внутрь на 3-5 см.

Сложнее выполнять из арматуры пространственные каркасы, которые используются для создания железобетонных конструкций. Готовые каркасы тяжело подобрать, поэтому чаще всего их собирают из штучных элементов на стройплощадке.

Арматура может быть соединена между собой сваркой или связана проволокой. Сварной метод считается более надежным, но также он является и более производительным. Он подходит для арматуры диаметром более 12 мм, поскольку тонкие стержни легко пережечь. В любом случае сваркой арматурных каркасов должен заниматься опытный сварщик. А вот для вязки особая квалификация не нужна. Вязку выполняют специальной вязальной проволокой диаметром 1-3 мм. Для ускорения процесса, используют специальный вязальный инструмент, но можно также и вручную. В отличие от сварки, вязка придает каркасу пружинные качества. Не стоит думать, что сварка надежнее. Как показала практика, даже наоборот, – вязаное соединение продолжает работать, когда сварка лопается в случае подвижек фундамента. Но, по сути, прочность соединений арматуры особого значения для прочности конструкции не имеет, ведь после заливки каркаса бетоном, материал и стержни связываются непосредственно.

Арматурные каркасы, применяемые в частном домостроении, как правило, имеют небольшой вес, поэтому укладываются силами нескольких рабочих. Например, вес самого тяжелого каркаса для перекрытия нижнего этажа коттеджа среднего размера вряд ли окажется тяжелее 100 кг.

Установленная арматура не должна соприкасаться с опалубкой. Оптимальным расстоянием между стержнями является 25-30 см, но при необходимости его можно уменьшить до 10 см. Однако нельзя делать ячейки слишком маленькими, т.к. после заливки каркаса в нем могут образоваться пустоты. Важно также, чтобы расстояние от поверхности детали до ближайшей арматуры было не менее 2 см, поскольку последняя должна быть защищена слоем бетона. Для фундаментов это расстояние не менее 5 см. Чтобы обеспечить данные условия возникает необходимость приподнять каркас, для чего используют специальные пластиковые проставки, либо по старинке – куски кирпича. После установки и корректировки арматурного каркаса и опалубки, конструкцию заливают бетоном.

 

 



Заказать обратный звонок
Ваше имя:
Ваш телефон: